История о Конституционном суде и праве заключенных на семью и детей
Автор — Антон Бурков, доктор права (Кембридж, Великобритания), директор Центра Стратегических Судебных Дел, приглашенный ученый Гарвардской школы права, член международного консультативного совета по правам человека Университета Аризоны
Эта история из моей личной практики, когда Конституционный Суд оказался эффективен, но не сразу. История о том самом Николае (Николе) Королеве, одном из самых известных наци-скинхедов, и его жене. В 1997 году в УИК ввели запрет на супружеские свидания в течение первых 10 лет заключения для пожизненно заключённых, тем самым наказывая и их супругов.
В 2004 году в юрфирму, где я работал, обратилась супруга пожизненно заключённого Захаркина. Женщина просила добиться разрешения на длительное свидание с супругом, они хотели зачать ребёнка. Тогда КС отказал, в определении 9.06 2005 248-О так и написали: "может быть ограничено в возможности иметь ребёнка".
В 2005 году КС аналогично ответил и в решении по делу Хорошенко о встрече с родителями: "может быть ограничено в праве на семейную жизнь".
В 2009 году в колонии ЯНАО поженились Вероника и Николай (Никола) Королевы . Королев отбывал пожизненное за теракты. Он организовал клуб по рукопашному бою СПАС («Система подготовки армейского спецназа»), собрал единомышленников. По версии ФСБ и суда он устраивал убийства и теракты, а в 2006 взорвал на Черкизовском рынке бомбу, чтобы убить людей неславянской национальности, погибли 14 человек. Королев не признаёт. По другой версии бомба была от ФСБ, Королева и других подставили.
Вероника и Николай на венчании в колонии
2014 год. Вероника пришла к нам. Вероника и Николай хотели зачать ребёнка, не дожидаясь срока 10 лет для первой встречи. Я вёл дело и, наученный опытом, обратился в районный суд с требованием не о встрече, а об организации доставки из колонии биоматериала для ЭКО. Суды вплоть до ВС отказали, ссылались на то, что это "заслуженная кара" для Николая. Мы обратились в Конституционный Суд с аргументом о нарушении УИК права на частную и семейную жизнь обоих супругов.
2015 год. ЕСПЧ рассмотрел жалобу Хорошенко о запрете встречи с родителями и признал нарушение ст. 8. Мы запросили срочный перевод решения, отправили перевод в колонию Королева. И нам опять отказали: "это непрактично, пусть подождут встречу".
Снова обратились в районный суд и апелляцию. КС отказывает в рассмотрении жалобы, так как в районном суде рассматривается этот вопрос — фактически это уже другое дело, но КС как-то узнал о новом деле в районном суде и отказал.
Подали жалобы в КС.
В итоге КС рассмотрел жалобы Королевых, Хорошенко и еще нескольких заявителей в отношении свиданий с пожизненно заключенными. В этом же постановлении КС рассмотрел дело Мацининых, муж и папа которых отбывал пожизненное. Я их дело вел дистанционно.
Конституционный Суд в Постановлении от 15 ноября 2016 г. N 24-П указал, что осужденным к пожизненному лишению свободы должна предоставляться возможность иметь одно длительное свидание в год.
УИК изменили. Вероника Королева поехала на встречу с решением Конституционного Суда, не дожидаясь изменений в КС. Но у них до сих пор нет детей. Боремся за ЭКО.
Семья Мацининых
Подробно об исчерпании средств защиты перед обращением в КС, о том, как распознать перспективное дело, подготовить, подать жалобу и исполнить решение КС, Ольга Подоплелова рассказывает на курсе «Защита прав в Конституционном Суде», я также участвую в занятиях и делюсь документами по делам в КС.